Клуб девелоперов – "Модель комфорта: функциональный двор"

27.11.2013
8216
0
Печать
Клуб девелоперов – "Модель комфорта: функциональный двор"

# Легкий понедельник № 2 от 18 ноября 2013 г.

Город – это дома-улицы-кварталы? Конечно, нет. Города без людей не бывает. Что нужно людям? Людям нужен комфорт. Как говорится, "Бог сокрыт в мелких деталях" – эти слова как нельзя лучше объясняют, почему истинный комфорт возможен только в жилье, продуманном до мелочей. Ценны не отдельные технологические нюансы сами по себе, а комплекс мер, дополняющих друг друга и позволяющих создать единый уровень качества.

Топология городского пространства - это фундамент, на котором вырастут новые, удобные для жизни города. Известный архитектор Михаил Филиппов считает, что современная архитектура находится в кризисе. "Недвижимость, которая во все времена оставалась основным фондом капиталовложений и основным залогом, сейчас не выполняет эту функцию. Современная недвижимость – это упаковочный дизайн, это мусор, который двигается из супермаркета на мусорную площадку. Понимаете, то, что мы производим – это мусор! Ни один дом XIX века не будут сносить, их будут реставрировать, переделывать. Зато ни один дом, построенный во второй половине XX века, не будут реставрировать. Их будут ломать, выкидывать как мусор, засорять землю" - говорит Филиппов. Однако в большинстве своем застройщиков этот вопрос не интересует. Покупатель готов переезжать в урбанистическое гетто и это определенно не вопрос ближайшего десятилетия. Однако если покупатель пока не чувствителен к архитектуре предлагаемого продукта, и этот фактор не является для него критически важным при выборе будущего жилья, вопрос комфортного проживания все же стал занимать его, хоть и совсем недавно, но достаточно серьезно.

Общая проблема

Темой второй встречи Клуба девелоперов в этом году стал разговор о комфорте и функциональности дворовых пространств, которые проектируют и воплощают застройщики Тюмени. Конечно в нашем городе, как и везде, существуют разные категории застройщиков. Десять процентов девелоперов стремятся способствовать развитию города, опережать естественный ход событий по переходу от постсоветской модели к развитому обществу эпохи рыночной экономики. Кто-то непрерывно совершенствует производственные мощности, развивает технологии индустриального домостроения, кто-то везет технологии из Европы, другие осваивают новые модели современного проектирования и управления строительством. Эти девелоперы тратят уйму сил на поиск, адаптацию и реализацию абсолютно нового для нашей страны опыта. Привносят в нашу жизнь что-то лучшее, что вслед за ними, уже по проторенной колее, повторят остальные. Оставшаяся доля застройщиков делится примерно пополам: часть из них сконцентрировала свои силы только на достижении экономических показателей в проектах при соблюдении необходимых и достаточных норм строительства (а о комфорте в СНиПах по-прежнему пока ничего не говорится), украшая типовые проекты рекламными слоганами и образами; другие же просто строят по старинке, как строили пять, десять, двадцать лет назад, обеспечивая себя работой, не концентрируясь на чем-то определенном. И, тем не менее, у всех 100% застройщиков возникают одни и те же проблемы, связанные с практикой использования Местных нормативов градостроительного проектирования.

Почему, даже определив общие для всех проблемы, застройщики не спешат объединяться для их решения? Не зададут прямых вопросов в соответствующие департаменты и не потребуют конкретных ответов? Руководители ответственных департаментов тоже часто избегают личных встреч с профессиональным сообществом, понимая проблематику и глубину их вопросов. Все дело, опять же, в ментальности нашего бизнеса. Каждый пытается решать проблемы по-своему, отсюда начало стройки без разрешения на строительство от уполномоченных органов, псевдо-парковки, псевдо-проезды в проектах и многое другое псевдо-соответствие нормативам, которые и не дают им морального права спросить со "служителей народа" порядка и целесообразности в градостроительных документах. Некоммерческие партнерства и общественные организации пытаются поспособствовать решению трудностей, которые так много обсуждаются в кулуарах и никогда – в прямом диалоге четко сформулированной позиции застройщиков и представителей уполномоченных органов. Но в мире мало примеров, когда конфликт разрешился бы без участия сторон, а только силами посредников. Время и непрерывный труд авангарда тюменского девелопмента конечно разрешат в будущем эти противоречия. Даже если их не поддержат 90% участников рынка. Ведь благодаря их работе многое в нашем городе уже изменилось к лучшему. Остальные последуют по проторенному пути, так устроен мир.

Проектирование дворового пространства

Лариса Надршина, преподаватель Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, так формулирует задачи проектировщиков: "Основой для проектирования дворового пространства должна стать правильно сформированная программа форм поведения, а не простой набор функциональных зон с определенными габаритами и соответствующими нормам. Анализируя территорию жилого двора многоквартирного дома, мы видим переплетение различных видов деятельности, форм поведения, а следовательно, конфликтов и несоответствия. Человек, обживая пространство, приспосабливает его к своим потребностям, а пространство в свою очередь, обучает человека, подсказывает ему программу действий.

Прежде чем приступать к вычерчиванию сложных очертаний будущих дорожек, площадок и цветников, необходимо задуматься, как эта замысловатая форма будет соответствовать тому, чтобы здесь можно было бегать, кататься на роликах, встречаться, влюбляться, отдыхать, мечтать. Дворовое пространство - это, прежде всего, место для общения различных групп населения. Дети, старики и инвалиды в сознании архитекторов воспринимаются как немногочисленная категория населения, но именно они, являются основными пользователями дворового пространства.

При проектировании дворового пространства на этапе зонирования территории необходимо четко представлять количество проектируемых сред, которые будут размещаться, а впоследствии позволять бесконфликтно существовать различным группам населения. Эти зоны должны быть защищены друг от друга, но не изолированы глухих забором, одновременно объединять дворовое пространство общим идейным замыслом, которое позволит создать индивидуализацию территории.

При проектировании дорожно-тропиночной сети следует учитывать необходимость каждой пешеходной дорожки, выбирая ее ширину, исходя из предполагаемой пешеходной активности. Там, где без дорожек можно обойтись, проектировать их не следует.

Городского жителя раздражает захламленность и неухоженность, внутренне мы стремимся к порядку и чистоте, но на фоне жесткого однообразия и прямых серых дорог наш глаз с удовольствием отмечает нестандартную скамейку или непохожую на другие детскую карусель.

При сегодняшней плотной многоэтажной застройке сложно говорить о дворовом пространстве, поскольку мы видим островки, оставленные под озеленение с набором стандартных детских сооружений, как правило, четкой геометрической формы. Древесно-кустарниковая растительность располагается (в большинстве случаев) по периметру этих участков, и выступает как ограничивающий элемент, еще более подчеркивая четкую геометричность, непривлекательность территории.

Формирование нетрадиционного пространства, индивидуализация его даже в существующих стесненных условиях возможна. Примерами могут служить:

  • применение природных и искусственных материалов для оформления контура площадки с игровыми сооружениями;
  • создание озелененных модулей из почвопокровных растений, цветов и кустарников;
  • изменение характера рельефа с формированием холмов, откосов, волн, включая различные виды растительности;
  • преодоление стереотипных подходов к выбору типа посадок деревьев, кустарников и цветников, создавая не ограждающие посадки, а предлагая объемные пространственные решения из насаждений;
  • при организации транзитных пространств необходимо их колористическое акцентирование с помощью пигментированных покрытий;
  • использование, с точки зрения эмоционального воздействия характерных форм растительности, групп камней, композиций из цветущих и контрастно окрашенных деревьев или кустарников;
  • создание различных стенок и изменение рельефа с помощью вертикального озеленения·

Стремительное развитие современных строительных технологий представляет многообразие решений в организации дворовой территории. Жилое пространство дворов не может оставаться маловыразительным, поэтому необходим выбор наиболее соответствующих элементов для конкретной территории, нестандартность решений. Необходимо создание идеи организации единого, цельного пространства, имеющего индивидуализацию и "запоминаемость места".

Куда девать парковки?

Спартак Казаков.JPG

В ходе встречи участники познакомились с опытом других городов, спикером выступил Спартак КАЗАКОВ, технический директор проектного бюро "Ка-Квадрат" (г. Омск).

"Все участники процесса создания городской среды прекрасно знают, что организация дворового пространства является одним из основных элементов, влияющих на такие показатели, как покупательская привлекательность, плотность застройки и количество продаваемой площади.

Две основных проблемы, касающиеся организации самого дворового пространства, это парковочные места и придомовые площадки. Рассмотрим, как решают эти проблемы в странах Европы.

Во-первых, хотелось бы отметить, что методы решения пространства двора зависят от уровня жилья, прилегающей транспортной инфраструктуры и организации зон отдыха и деловой активности. Я позволил себе условно выделить четыре подхода:

Полное исключение доступа автотранспорта в зону жилой застройки достигается:

  • развитием общественного транспорта и альтернатив автотранспорту (велосипеды, индивидуальный электротранспорт (сигвей) и т.п.);
  • организацией больших подземных и наземных паркингов на прилегающих территориях;
  • устройством площадок для спорта и отдыха в выделенных парковых зонах.;
  • смешением функциональных назначений в границах квартала.

Такой подход реализован в новом жилом районе Копенгагена — "Орестаде", в новой части Барселоны.

Регулирование доступа автотранспорта достигается:

  • устройством пунктов пропуска на автомобильных дорогах;
  • организацией зон для отдыха районного значения;
  • организацией паркингов районного значения;
  • развитием альтернативных видов транспорта.

Такой подход реализован при реконструкции исторической части Барселоны, реконструкции существующих районов Копенгагена и при организации припортовой части Мальмо (Швеция).

Полное ограничение посторонних лиц в зону дворового пространства достигается отделением территории посредством озеленения и ограждения с устройством калиток и ворот. Такой подход реализован в новом районе Гамбурга "Хафен-сити", а также в некоторых жилых зонах Гамбурга.

Полностью открытый доступ с совмещением всех функций достигается:

  • ярко выраженным смешением функциональных назначений зданий;
  • устройством индивидуальных подземных паркингов;
  • развитием мощной внутриквартальной транспортной сети;
  • организацией небольших детских площадок;
  • выделением больших прогулочных зон;
  • организацией большого пешеходного трафика за счет общественных зданий;

Анализируя методы, изложенные выше, позволю себе сделать следующие практические предложения по реализации дворовых пространств:

  1. Вынесение парковок за границы жилых зон.
  2. Устройство подземных парковок.
  3. Разделение площадок на дворовые и квартальные с закрытием доступа в дворовые пространства.
  4. Организация централизованных зон отдыха и спорта на уровне квартала.
  5. Введение нежилых функций в состав квартала для совместного использования парковок.
  6. Организация в составе жилых комплексов оздоровительных клубов, для уменьшения потребности в спортивных площадках.
  7. Самостоятельно производить расчет санитарно-защитных зон, что часто позволяет экономить расстояние до парковочных зон.

В дополнение к предложенным общим методам хочу поделиться некоторыми оригинальными методами решения проблемы парковок и повышения привлекательности дворовых пространств.

Парковки – на выбор

Роторная_парковка.jpgАвтоматические парковки роторного типа "SMART PARKING" - 48 парковочных мест на 120 кв. метров. Открытая металлическая конструкция, работающая по принципу "колеса обозрения":

  • высокая экономичность;
  • легкость установки (монтаж–демонтаж занимает 3 дня);
  • эксплуатация не требует специальной подготовки;
  • работает без оператора;
  • не требует подключения к сетям тепло- и водоснабжения.

Закрытые автоматические паркинги. Паркинги большой вместимости с системой отопления и пожарной сигнализацией:

  • высокие эстетические свойства;
  • большое количество парковочных мест;
  • уменьшенные санитарно-защитные зоны.
Британская новинка – индивидуальный подземный гараж "Cardoc", машина заезжает под индивидуальный навес и опускается под землю, где может находиться в безопасности и не занимать место во дворе. Компания, занимающаяся производством и установкой таких гаражей, предлагает также версии с жесткой крышей-полом, на которой можно держать сразу две машины. Одну в подземном помещении, другую на земле. Как заверяет производитель, "Кардоки" просты в эксплуатации — они работают за счет гидравлической системы и питаются переменным током. От накопления воды в подземной части гаража защищает встроенный насос. Подъем/спуск платформы занимает не более 30 секунд. Каждый гараж оснащается резервным генератором, на случай неполадок".

Клуб девелоперов.JPG

Ознакомившись c обзором отечественной и зарубежной практики, участники встречи высказали свое мнение. Как оказалось, тюменские застройщики этой части – не единодушны. Представитель одной из компаний прокомментировал: "Анализируя постановление 3-пк, мы пришли к выводу, что оно сформировано на основе СНиПа 1989 года, когда государство еще выступало в роли заказчика, застройщика, проектировщика и предписывало проектировать и строить, в том числе на прилегающих территориях. Использованы вопросы и терминология из комплексной застройки микрорайонов, а переложена на строительство каждого отдельного жилого дома. Понятно, что в условиях рыночной экономики, когда земля стоит дорого, застройщику приходится выкручиваться, чтобы соблюсти эти нормы. Обзоры зарубежной практики очень полезны, мы сами их регулярно производим, ищем интересные решения".

Другой застройщик уверен, что рассчитывать тюменским строителям не на что. Власть не станет слушать их мнение. Нужно работать в тех условиях, которые есть сейчас, подстраиваться под них или уходить из бизнеса. Все, что поведал спикер об опыте Европы для России невозможно. Можно пытаться строить красиво, тешить свое самолюбие, но при этом оставаться без прибыли или с нераспроданными квартирами.

Еще один застройщик парирует: "Многое из того, что мы увидели сегодня в презентации уже запроектировано в наших новых проектах, пройдена экспертиза, скоро и тюменцы смогут увидеть другое качество жизни. Мы потратили много времени, искали решения, как адаптировать иностранный опыт и нашли такие варианты. В частности нам удалось разнести большинство парковочных мест по периметру жилой застройки, так, чтобы освободить внутренние дворы. Теперь дворы будут очень комфортными и безопасными. Часть домов обеспечена подземными паркингами, при этом мы строим в средней этажности - до пяти этажей. Нам удалось избежать скученности и смешения функций во дворах, мы разумно распределили их на территории застройки. Что касается цены – определенно это не будет самый дешевый "эконом". Мы нацелены на сегмент эконом-комфорт, при этом плановая стоимость – от 55 тыс. рублей за кв.м, стоимость парковки уже включена".

Резюмируя, отметим, тренд современного градостроительства – убрать автомобили из дворов, объединить дворовые пространства кварталов, создать объединенные спортивные и досуговые площадки не в рамках каждого двора, а возводить более просторные и функциональные в масштабах квартала/микрорайона. Это позволит освободить место для жизни, разумно сэкономить средства застройщиков на приобретение земли и возведение дворовой инфраструктуры, что в свою очередь позволит снизить конечную стоимость жилья. Однако этому противоречит тренд современных местных нормативов – максимально насытить дворы автомобилями. Будоражить общественность такими социально-резонансными вопросами, как вынужденное включение застройщиками подземных/наземных паркингов в стоимость квадратного метра пока никто не решается, ведь в этом случаем значительно вырастет стоимость и без того дорогих сегодня квартир. В этом случае число граждан, способных самостоятельно приобрести свое жилье, значительно сократится. Что не будет способствовать стабилизации настроений в обществе.

Омский опыт

Обеспокоенные аналогичными вопросами омские застройщики этим летом разрешили одну из ключевых проблем – насыщение парковочными местами, через суд. Речь идет о документе, подписанном еще в 2006 году, оспорить его в омском арбитраже взялись шесть строительных компаний. Они подали коллективный иск к мэру Омска о признании недействующим постановления № 110-П от 14.04.2006 "Об утверждении норм расчета количества парковочных мест легковых автомобилей на территории города Омска". В спорном постановлении мэр ввел свои нормативы при расчете парковок для различных объектов. Так, при строительстве жилья на каждые 10 квартир он обязал закладывать 10-12 машиномест, в офисах на 100 сотрудников должны приходиться 14-33 машиномест, в торговых центрах на каждые 1000 "квадратов" торговой площади - 95-100 стоянок, и т.д. Не все проектировщики и строители были согласны с этими расчетами, ссылаясь на СниПы, где нормативы меньше, решением суда указанные постановления были отменены.

По итогам встречи решено актуализировать и заново направить перечень предложений от профессиональных сообществ и застройщиков Тюмени в Департамент градостроительной политики администрации г.Тюмени, составленный в мае 2013 года Союзом тюменских строителей и опубликованный в еженедельнике "Квартирный вопрос".

Предложения Союза тюменских строителей по выполнению постановления администрации г. Тюмени от 20 января 2011 г. №3-пк "Об утверждении местных нормативов градостроительного проектирования г. Тюмени"

  1. Расчет требуемого количества машиномест для организованного постоянного и временного хранения индивидуального легкового транспорта, изложенного в разделе 2.10 Постановления №3-пк, предусмотреть при рассмотрении и утверждении проектов планировок 19 планировочных районов.
  2. Определить в проектах планировок земельные участки для размещения необходимого количества машиномест, поставить их на кадастровый учет и передать в ведение администрации г. Тюмени. Запретить изменение назначения (разрешенного использования) этих земельных участков.
  3. В случае размещения на земельных участках, предназначенных для строительства гаражей-стоянок частного либо муниципального жилья, определить в соответствии с действующим законодательством РФ обязанности Застройщика и Администрации города по отселению жильцов и сносу строений.
  4. Определить порядок предоставления земельных участков под строительство гаражей-стоянок.
  5. Принять в законодательном порядке "Правила хранения индивидуального легкового транспорта в микрорайонах и жилых районах г. Тюмени".
  6. При проектировании микрорайонов и жилых районов предусмотреть размещение гостевых автостоянок вдоль улиц в пределах красных линий.
  7. Учитывая качество современных, более экологичных автомобилей, разработать и утвердить местные территориальные строительные нормы (ТСН) по изменению параметров санитарной зоны гаражей-стоянок – уменьшить расстояние между жилыми домами и гаражами-стоянками.
  8. Рекомендовать Застройщикам на стадии выдачи градостроительных планов проектировать встроенные многоуровневые парковки в сборных каркасных и каркасно-монолитных домах, в соответствии с действующими нормативами.
  9. Рассмотреть возможность ипотечного кредитования физических лиц для приобретения гаражей-парковок.
  10. Провести городской конкурс на разработку проектов жилых домов, предусматривающих наиболее комфортные планировочные решения по размещению встроенных гаражей-парковок.
  11. Учитывая объективно высокую себестоимость строительства многоэтажных гаражей-стоянок в железобетонном исполнении (около 600 000 рублей) и низкую покупательскую способность населения при современном уровне доходов, неполное фактическое заполнение построенных в городе гаражей-стоянок, при выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию жилых объектов дифференцированно подходить к расчету потребности парковочных мест в коммунальных зонах в соответствии с реальным спросом.
  12. Определить меры финансовой поддержки в приобретении парковочных мест пенсионерами, льготными категориями населения, имеющими право на приобретение жилья по социальным программам.
  13. Развивать гаражный рынок. Предлагать земельные участки под строительство гаражей-стоянок сторонним инвесторам. Создавать из автомобилистов товарищества для строительства гаражей.
  14. По опыту г. Москвы разработать программу "Народный гараж".
  15. При администрации города создать постоянно действующий Координационный Совет.

Перечень предложений передан в Департамент градостроительной политики администрации г. Тюмени, входящий номер документа 38-06-7129 от 26.11.2013 г. 


Примеры благоустройства в европейских городах из доклада С. Казакова:

Текст: Олеся Толстухина
Комментарии
Здесь пока никто не писал
Чтобы написать комментарий, вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться
Другие статьи
13.04.2018
ЖК "Олимпия": двор без машин

Сегодня у большинства новоселов в ЖК "Олимпия" только идет ремонт и говорить о полноценном заселении можно через несколько месяцев. Для этого и предусмотрены парковочные места в двух шестиэтажных паркингах, где сейчас разбирают места в аренду

28.02.2018
"День застройщиков Тюмени": только лучшее! Часть 2

Продолжаем обзор проектов, с которыми смогут познакомиться гости "Дня застройщиков Тюмени": 3 марта в ТРЦ "Галерея Вояж" 16 крупнейших строительных компаний города представят свои лучшие жилые комплексы  

27.02.2018
"День Застройщиков Тюмени": только лучшее! Часть 1

В очередной раз в Тюмени состоится уникальное мероприятие: 16 крупнейших застройщиков города соберутся 3 марта в торговом центре "Галерея Вояж", чтобы представить покупателям жилья свои лучшие предложения. Подробнее о них – в нашем обзоре  

16.02.2018
Жилой комплекс "Клевер парк": безопасность в деталях

Безопасность комплекса – один из ключевых моментов для его покупателей. О том, как проектировщики и строители позаботились о безопасности жителей ЖК "Клевер парк", рассказывают эксперты по строительному контролю Павел Малютин и Михаил Богомолов



"Инста-девелопер", или Зачем застройщику Инстаграм?

С тем, что соцсети - эффективный инструмент для привлечения и взаимодействия клиентов, не поспоришь. Девелоперы давно и активно используют Фейсбук и ВКонтакте, а вот Инстаграм осваивать начали совсем недавно – слишком уж там своеобразный контент. Мы решили выяснить, зачем застройщику становиться инста-блогером и как это сделать эффективнее, а заодно изучили Инстаграмы топовых застройщиков Тюмени

Читать далее
Уехать из Тюмени
Несмотря на то, что Тюменцы свой город считают лучшим на планете, некоторые смельчаки всё же решаются оставить родную землю и отправиться на поиски… чего? Разбираемся, куда и зачем уезжают теперь уже бывшие жители столицы региона
Переехать в Тюмень

Два года подряд Тюмень держала марку лучшего города в России по качеству жизни. Может быть, именно это привлекает тех, кто выбирает областную столицу в качестве постоянного места жительства? Мы постарались выяснить, кто все эти люди и зачем они едут в наш город, а также дали им несколько полезных советов  

Hand-made становится популярным: тюменские мастерицы создают свои бренды

В современном мире ничего не стоит на месте. Конечно, в период развития новейших технологий люди стали задумываться о том, что, если не можешь подобрать себе платье нужного цвета и хорошего фасона – его можно сшить. И совсем не обязательно тратить свое время, бегая сломя голову, в поиске необходимого магазина. Сегодня модно уметь делать своими руками абсолютно всё

Где гуляют тюменцы этой весной

Наконец-то в Тюмень пришло первое тепло, когда можно снять головные уборы, не боясь простудиться, взять за ручку ребенка, мужа или подружку и пойти гулять

Дом для счастливой семьи

Переезд в первую "семейную" квартиру  по уровню положительных эмоций вполне можно поставить в один ряд с такими событиями как свадьба, медовый месяц, рождение первенца. С любовью и нежностью мы выбираем сначала самый красивый свадебный букет, самый вкусный торт и лучшего свадебного фотографа, потом с предвкушением и трепетом ищем самый-самый конверт для выписки из роддома и, наконец, наступает тот самый момент, когда все наши мысли заняты выбором обоев для детской комнаты

Читать далее
Как узаконить перепланировку жилья

Если человек первый раз сталкивается с подобной проблемой, то ему надо обратиться за квалифицированной помощью к адвокату, либо в специализированную организацию

Пять сложившихся заблуждений о невозможности выселения из квартиры

Каждый имеет право на жилье и не может быть произвольно лишен крыши над головой. Эту норму из 40-й статьи Конституции россияне порой трактуют слишком буквально. Граждане уверены: если они занимают квартиру на законных основаниях, никто и никогда не сможет "попросить" их с вещами на выход. Однако судебная практика говорит об обратном. По данным Верховного суда РФ, ежегодно около 20 тысяч человек по всей стране попадают под принудительное выселение без предоставления другой жилплощади. И чаще всего люди оказываются на улице по собственной вине.

За что суды чаще всего лишают собственников их недвижимости

Лишить собственника его квартиры можно только по решению суда, но и у него законные основания на это весьма ограничены. Ведь в соответствии с положениями Конституции РФ "никто не может быть произвольно лишен жилья". В обзоре адвоката Олега Сухова о том, какие собственники находятся в группе риска и как они могут потерять свое имущество.

Пять минусов нотариальной проверки юридической чистоты квартиры

Сделки купли-продажи недвижимости пока еще не требуют обязательного участия нотариусов, хотя с каждым годом закон расширяет их полномочия. Возможное усиление роли нотариата в гражданском праве было воспринято обществом в штыки. Между тем, существует множество сопутствующих вопросов, где участие нотариусов время от времени требуется, но, к счастью, пока еще у потребителя есть выбор

Куда сходить с детьми на каникулах?

Впереди несколько дней долгожданного отдыха. Провести их всей семьей весело и полезно поможет наш гид: читайте и стройте планы!

Читать далее
8 советов о том, как превратить хобби в бизнес

Популярность вещиц, сделанных своими руками, растет с каждым днем. И, пожалуй, каждый, кто занимается творчеством, рукоделием, handmade-изделиями даже просто "для себя", в какой-то момент ловит себя на мысли: а вдруг на этом можно зарабатывать? Мой совет: однозначно можно! Как превратить свое хобби в бизнес, расскажу на своем личном опыте

Какие права имеет ребенок при разделе имущества родителей?

Адвокат рассказал, в каких случаях права маленького члена семьи незыблемы

Зачем нужны детские мастерские творческого письма?
Чем творческое письмо отличается от школьного сочинения и литературного клуба? И главное: зачем детям, которые вроде бы только что научились писать, умение создавать художественные тексты?
Возрождаем традиции в современной семье
Мир и согласие в доме, праздничная радость, разделенная с родными людьми — это то, что во многом обеспечивает личное счастье каждого из нас. Традиции дарят нам ощущение упорядоченности и устойчивости жизни, помогают осознанно проживать каждый новый день и месяц
Обратный звонок
Оставьте контактные данные, и мы вам перезвоним
Узнать подробнее о квартире
Оставьте контактные данные, и мы вам перезвоним
Записаться на просмотр
Оставьте контактные данные, и мы вам перезвоним
Оставить запрос
Оставьте контактные данные, и мы вам перезвоним
Наверх